На пенсию вам пора

В приемную вошла длинноногая блондинка в мини-юбке.

— Я к Валерию Захаровичу, на собеседование.

Секретарь Галина Павловна приветливо улыбнулась, попросив подождать пять минут. В этот момент она даже не подозревала, что в лице молодой девицы пришло ее «увольнение».

Девушка была на собеседовании больше часа. После ее ухода Валерий Захарович вызвал к себе Галину Павловну, которая работала в приемной почти двадцать пять лет. На ее веку сменилось три директора. Валерий Захарович был четвертым руководителем, предприятие ему досталось всего год назад.

Это уже был конец девяностых, как раз у границы с двухтысячными. Одни организации все еще «лежали» на боку и задерживали зарплату работникам, другие, наоборот, начинали богатеть. ЖБИ, на котором работала Галина Павловна, было где-то в серединке. Надо отдать должное прежнему руководству, сумевшему спасти предприятие от развала. И вот новый директор, в костюме с иголочки, с модной стрижкой и новыми взглядами на развитие производства, взял бразды правления в свои руки.

Когда девушка ушла, постукивая каблучками и гордо держа голову, секретарь, встала, подошла к двери и, прежде чем войти в кабинет, посмотрела в зеркало и поправила прическу. В свои пятьдесят два года она выглядела, как говорили коллеги, «волшебно»: миниатюрная, всегда с уложенными волосами и макияжем. А главное – работу свою знала и любила. Она была настоящим помощником руководителя, принимая все звонки и виртуозно распределяя документы.

— Присаживайтесь, — предложил сорокалетний Валерий Захарович, слегка кашлянув. Его темная шевелюра и гладкое лицо, не выражало, казалось, ничего.

Галину Павловну удивил такой жест директора, обычно она стоит и слушает его распоряжения.

— Галина Павловна, вы, конечно, один из старейших работников нашей фирмы… то есть предприятия, — начал издалека директор, — но время сейчас такое, что много нового происходит у нас, новые технологии, в том числе и по документообороту… поэтому нам нужен другой секретарь, с новым взглядом.

Галина Павловна насторожилась и внимательно слушала.

— В общем, на ваше место выходит другой специалист, у которого и работы будет больше, и она не так уставать будет…

Галина Павловна подумала, не ослышалась ли она, не припомнит, чтобы работа ей в тягость была. А усталость… ну так это у любого бывает, тем более с людьми работаешь, каждому надо объяснить, иной раз успокоить, подсказать.

— Валерий Павлович, помилуйте, — умоляюще обратилась секретарь — разве я не справляюсь?

(Она всё еще не могла поверить, что слова директора касаются её персоны)

Он повел плечами, будто слегка передёрнув: — Я не говорю, что вы не справляетесь, — начал он, проговаривая каждое слово с особой интонацией, — дело в том, что время сейчас другое настало, мне в помощницы требуется человек, ну так скажем, нового времени что ли… Нет, я не хочу вас обидеть, а хочу, чтобы вы поняли: я благодарен вам за работу… Но я уже принял решение. И моя, столь длинная речь, лишь из уважения к вам. В принципе, директор не должен отчитываться перед вами…

Галина Павловна подбирала нужные слова, но не находила их. А ответить что-то надо. Образ длинноногой блондинки стоял перед глазами. Галине все было понятно. Она не понимала одного: почему так.

— Хорошо, Валерий Захарович, — стараясь держаться спокойно, произнесла она, — скажите, какая должность для меня предусмотрена на предприятии, после того как я уйду из приемной?

Валерий Захарович удивленно посмотрел на Галину Павловну, постучал пальцами по столу, словно обдумывая что-то.

— Ну, а какая должность? Вы же видите, у нас сокращение идет, даже не представляю, кем бы вы смогли работать. У нас в основном рабочие вакансии, формовщики в цех требуются… это чисто мужская работа… вы же не пойдете…

— Но может быть в отделе кадров, — робко предложила Галина Павловна.

— Там Анна Аркадьевна прекрасно справляется, вакансии свободной нет, — ответил директор.

Галина сразу вспомнила, что Анна Аркадьевна год назад пришла на место Веры Георгиевны, отработавшей почти тридцать лет. И приняли Анну Аркадьевну по волевому решению нового директора.

— Так вы что же, меня увольняете? — наконец решилась спросить секретарь.

— Вы не переживайте, — взялся успокаивать директор, — финансово я вас не обижу, несколько окладов выплачу, — это на тот период, пока вы работу искать будете.

Галина Павловна еле сдерживалась, чтобы не расплакаться: — Странно все это, жаль, что по возрасту вам не подошла. — Больше она не нашлась, что сказать, встала и вышла из кабинета.

Прикрыв дверь, и не успев отойти от нее, услышала, как директор недовольно сказал, видимо, самому себе: «По возрасту не подхожу, — язвительно повторил он слова Галины Павловны, — да по тебе уже пенсия плачет».

Галину Павловну словно по лицу этими словами ударили. В пятьдесят два года лишиться работы, да еще в такое сложное время… у Галины впервые подкашивались ноги от неожиданно свалившегося на нее увольнения. Даже в самом начале 90-х, когда предприятие буквально спасали от развала, не получая зарплату, даже тогда не было так тяжело на душе, как сейчас. До спасительной пенсии было еще три года. Да и силы есть, и сноровка есть для работы. Да и знает она всех, столько лет отработала.

В приемную вошла главный бухгалтер Антонина Тимофеевна, и сразу поняла, что с Галей что-то не так (она по-дружески называла ее Галей, если наедине).

— Что? Что такое? – с тревогой спросила Антонина, которой недавно исполнилось пятьдесят.

— Ухожу я, Антонина Тимофеевна, — ответила секретарь и растерянно оглядела рабочий стол, на котором, как всегда, был полный порядок.
— Куда уходишь? Домой что ли? – она взглянула на часы, висевшие на стене. — Так рано еще… отпросилась что ли? Ну надо значит кого-то сюда, пусть на звонки отвечает…

— Есть, есть уже на мое место, — вздохнув, ответила Галина, — есть уже вместо меня кандидатура…

Только тогда Антонина Тимофеевна поняла, что Галина уходит совсем.

Что она могла сказать? Ничего. Потому что все поняла. И эта белокурая красавица, у которой может и опыта нет, а только внешность, и новый инспектор отдела кадров… а теперь вот замена секретаря, в добропорядочности которого давно никто в коллективе не сомневался.

— Да-ааа, при Николае Игнатьевиче разве такое можно было допустить? – спросила главный бухгалтер, вспомнив предыдущего директора. Она пыталась успокоить, даже предложила слово замолвить, но Галина, уже все понимая, сама попросила не вмешиваться. – Ты знаешь, Антонина Тимофеевна, чем это тебе грозить… не советую.

Когда Галина Павловна устроила небольшое чаепитие с тортом в красном уголке, сотрудники старались не унывать, хотя все понимали, по чьей воле уходит работник с безупречной репутацией. Но ничего сделать не могли. Антонина, сжав губы, молчала, давно ей не нравились цифры в отчёте, вернее сказать, финансовые дела нового директора. Да, за весь год он так и не стал «своим», а по-прежнему был новым. Но никто ничего сделать не мог.

художник Эдвард Хоппер (https://d2cbe6qj96hbor.cloudfront.net)
После увольнения Галина Павловна долго искала работу, но везде указывали ограничение по возрасту: в основном до тридцати пяти, максимум до сорока. Услышав, что больше пятидесяти, даже разговаривать не хотели.

И она перестала ходить по предприятиям. Были ведь еще и другие офисы, например, салон красоты недалеко от ее дома. Женщина, открывшая его, была немного моложе Галины. Она выслушала Галину Павловну, долго расспрашивала, что именно ей приходилось делать. Потом сказал, что берет на заметку и записала номер домашнего телефона.

Галина не особо ждала ее звонка, она просто решила отдохнуть, привести мысли в порядок. Сестра звонила, тоже успокаивала. С работы коллеги забегали, но говорить о приемной и новом человеке никто не решался, было заметно, что Галине это неприятно. А вот о людях, с которыми столько отработала, она ведь знала практически всех, говорили с удовольствием.

Так прошла неделя. И вдруг ей позвонили из салона красоты, это была Алла Алексеевна, хозяйка нового заведения. – Галина Павловна, вы еще не нашли работу? – спросила она.

— Есть на примете организации, вот думаю, надо определяться.

— Я бы вас взяла, к тому же мы рядом с вашим домом… ну если вам, конечно, важно расстояние до работы.

Галина задумалась. Много лет она ездила на служебном. Пока был жив муж, возил на своей машине, а потом снова служебный. И вроде привыкла, а тут – рядом с домой.

— Так вы зайдете ко мне на чашечку кофе? – спросила Алла Алексеевна.

— На кофе? Конечно, зайду.

Они сидели в кабинетике Аллы Алексеевны, отделанном в светлых тонах, где чувствовался хороший вкус хозяйки.

— Вы мне сразу понравились, — сказала предпринимательница, — и сейчас, когда ремонт полностью закончен и можно открывать, предлагаю вам место администратора. Они вышли в салон. – Вот ваше кресло, почти как трон, потому что администратор – негласный король, в нашем случае, королева… красоты.

— Алла Алексеевна, вы меня смутили, честно говоря, надо ведь привыкнуть.

— У вас все получится.

И у нее получилось. Опыт работы с людьми, собранность, коммуникабельность и обаяние подкупали посетителей.

А на ее бывшей работе… большие перемены. Девчонки из бухгалтерии прибежали в тот вечер с потрясающей новостью. Оказывается, Валерий Захарович «доигрался», предприятие перекупили. И теперь новые хозяева, причем довольно рьяно, взялись за порядок и вкладывают немалые деньги.

Новая секретарша быстренько ушла вслед за опальным директором. Да ей, собственно, и делать там нечего. Никто бы ее не поддержал, новому руководству нужен человек опытный и расторопный.

— Кстати, Галина Павловна, вами новое руководство интересовалось, и несправедливость вашего увольнения уже на заметке.

Через неделю Галине Павловне позвонили из отдела кадров бывшей работы. Зная, что люди не виноваты, чисто из уважения, решила зайти. Ее пригласили в кабинет директора, теперь уже другого директора.

— Дмитрий Олегович, — представился молодой человек, которому на вид чуть больше тридцати, но выглядел очень серьезно.

Он кратко рассказал о ситуации на предприятии, которое приходится теперь выводить на новую линию, и что ему нужны надежные люди. И по рекомендации коллег, Галина Павловна – один из таких работников.

Она смотрела на него и в душе расцветала улыбка. Уже было видно, насколько ответственный руководитель пришел на предприятие, несмотря на молодость. «Есть же такие умные, хоть и молодые, — думала она. — Ах, Дмитрий Олегович, как бы мы с вами замечательно работали, понимая с полуслова…»

— Спасибо, — ответила Галина, — честно… очень тронута таким вниманием. Дмитрий Олегович, я бы с удовольствием вернулась, ведь тут почти вся моя жизнь… но у меня уже есть работа, и она мне очень нравится. Человек поверил мне, ценит меня… не хочу разочаровывать своего нового руководителя. Вы уж простите.

— Да какие извинения, это ваше право… единственное, попрошу… когда придет новый секретарь, введите, пожалуйста, в курс дела, а то прежняя девушка просто бросила дела и ушла… ну да ладно. А я со своей стороны распоряжусь, чтобы вам оплатили за то время, что вы уделите нам.

— Хорошо, я обязательно помогу.

Она потом размышляла, почему не согласилась вернуться, ведь так тяжело было первое время, так обидно, а теперь, когда двери распахнуты и с таким уважением новый директор… она отказалась. Потом вспомнила свою новую работу и сказала сама себе: «Дважды в одну и ту же реку не войдёшь».

Да и новая работа рядом с домой ей очень нравилась. А как там с пенсией… пойдет ли она в свой срок или будет работать, это уж видно будет, зачем загадывать.

Leave a Comment